metodikum.ru

Болонский процесс: современные тенденции и проблемы

Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее кредитов три года обучения или не менее кредитов четыре года обучения. Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее кредитов пять лет обучения. Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита , так как сложение кредитов за семестр должно давать число Кредиты начисляются после успешной сдачи положительная оценка итогового испытания по дисциплине экзамена, зачёта, теста и т. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов. При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка "контактные часы" по европейской терминологии , самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т. Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется. Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в году и в настоящее время включает более университетов и сеть "линий помощи" ECTS Helplines. Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку.

Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам. Существенно развить мобильность учащихся на базе выполнения двух предыдущих пунктов.

  • Нужно ли регистрировать надувную лодку без мотора в украине
  • Домашние рыболовные самоделки
  • Купить для изготовления мандулы
  • Твистер месседж
  • Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих. Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания. Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт. В базовом вузе в который студент поступал студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом. Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований. Внедрение в жизнь концепции непрерывного пожизненного обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету — значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL Life Long Learning — образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни. Переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования означает изменение общей направленности образовательного процесса от ориентации на преподавателя к ориентации на студента. Негативная сторона подхода, основанного на результатах: Причины такого внимания вопросам качества вузов и академической общественности в странах ЕС:.

    Отход государства от активного вмешательства в сферу ВО и ее регулирования, рост автономии вузов в смысле определения своей миссии, стратегических целей, установления контактов с внешним миром, принятия независимых решений и полноты ответственности за них. Однако, долгожданное расширение институциональной автономии по отношению к государству не равносильно свободе в форме абсолютного саморегулирования: В этих условиях независимая процедура оценки мониторинга качества образования становится центральной составляющей такого управления;. Появление единой структуры степеней и образовательных программ, требующей сравнительной оценки качества образования. Европейский аспект качества ВО преследует цель достижения ясности, сопоставимости, удобочитаемости дипломов и степеней, признания, доверия, повышения конкурентоспособности и противодействия снижению стандартов качества, а Европейская аккредитация, рассматриваемая как один из возможных результатов контроля качества, определяется как официальное подтверждение некоторой внешней организацией факта удовлетворения определенным стандартам качества вузом или образовательной программой. Наибольшое внимание вопросу качества ВО уделено в Берлинском коммюнике. Подчеркнута принципиальная ответственность вуза за обеспечение качества ВО, признана целесообразность разработка взаимно приемлемых критериев и методологий обеспечения качества ВО. Определено, что создаваемые системы обеспечения качества ВО должны предусматривать:.

    современные тенденции образования болонский процесс

    С реализацией этих положений теснейшим образом была связана проблема гуманизации образования и воспитания. Идея гуманизации была связана с бытовавшим в е гг. Основной путь преодоления наблюдавшейся отчужденности учителей и учащихся сторонникам реформ как раз и виделся в осуществлении гуманизации воспитания. По их убеждению, этот процесс может быть осуществим лишь на основании использования ряда идей: Оценивая характер и итоги образовательных реформ второй половины х гг. Во-первых, следует обратить внимание, что реформа общеобразовательной школы проходила в условиях серьезных политических и социально-экономических изменений в стране, чем отчасти и объясняется достаточно радикальный для своего времени характер этой реформы. С другой стороны, реформа происходила в условиях прежнего социалистического строя, и вряд ли от нее можно было ожидать каких-либо принципиально новых результатов. Квалификацией в России называют запись в дипломе о профессии, например "Преподаватель истории и обществознания". Европейское понятие квалификации носит академический характер, под квалификацией понимается документ об образовании. Причем, как считают некоторые, запись в дипломе российского образца о профессии квалификация наиболее соответствует идее о едином вкладыше-приложении. Для упрощения процедуры подтверждения дипломов и признания их эквивалентности в других странах Болонской декларацией предусмотрено наличие в документах о высшем образовании специального вкладыша на английском языке, где даются основные сведения об учебных дисциплинах, практическом обучении и др. Введение единого для всего европейского образовательного пространства механизма учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS - European Credit Transfer System, которые используются в двух основных функциях: Создание условий для значительного повышения мобильности студентов, преподавателей и научных работников путем устранения препятствий для эффективного осуществления свободного передвижения: Конъюнктура рынка труда подвержена изменчивости, поэтому учебные планы вузов и процесс подготовки специалистов не могут постоянно в полной мере соответствовать требованиям работодателей. Предполагается, что сокращение срока обучения не позволит дать фундаментального российского образования, но это не совсем верно.

    СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ. СУЩНОСТЬ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

    Ведь качество образования прежде всего зависит от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение;. Работодатели зачастую не воспринимают такую квалификацию и ему приходится работать там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того чтобы документ о высшем образовании признавался в приложении к диплому необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя;.

    современные тенденции образования болонский процесс

    За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. Предполагается, что на их освоение соответствует примерно 27 астрономическим часам общей трудоемкости — включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговый испытаний, а также другие виды учебной работы. То есть в учебном плане для студентов часы заменяются кредитами по установленному соотношению. Расчет нагрузки преподавателей при кредитной системе происходит несколько иначе, чем у студентов. С — "хорошо"; D — "удовлетворительно"; Е — "посредственно";. Болонский процесс и развитие российской системы образования. Как отмечает в своей статье Е. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование "выстроено под пирамиду командной экономики", "архаично", "не соответствует новому облику общества" и подлежит тотальному реформированию. Представители и первой и второй групп, выступая в СМИ и на страницах педагогической печати, отстаивая свою точку зрения, приводят множество доводов и аргументов, подтверждающих их позиции. Поэтому следует более подробно остановиться на характеристике этих двух позиций, тем более что все высказывания и публикации так или иначе касаются системы образования, и выносятся авторами для общественного обсуждения для того как нам думается , чтобы только улучшить её. Положительные стороны подписания Болонской декларации. Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болонского процесса, пишет В. В самых общих чертах, благодаря Болонским нововведениям, отмечает автор, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования. Болонский процесс позволит оценить состояние высшего образования в России. Большинство работников российского высшего образования относительно легко соглашаются между собой, что у нас достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если это так, если она действительно подтвердит свой статус конкурентоспособной, авторитет России, ещё более открытой через программы академической мобильности для зарубежных студентов и преподавателей, продолжит расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы. Ссылаясь на прогнозы европейских экспертов, авторы пособия пишут о том, что в ходе Болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт. Поэтому, полноценное участие России в Болонском процессе даст ей возможность вместе с другими участниками этого процесса по-новому определить "сущность высшего образования, а также направления научных исследований" [4, С.

    В связи с переходом высшего образования в России на новый уровень — с введением двухступенчатой системы высшего образования бакалавр и магистр — в специализированной прессе появилось множество статей, посвященных этому событию, например [9, 10, 18, 25, 26]. В большинстве своем эти статьи описывают положительные аспекты подписания Болонской конвенции. Такое одностороннее освещение проблемы объясняется давним стремлением России с г. На сегодняшний день эти попытки продолжаются посредством подстройки системы образования под общемировые стандарты. Анализ указанных выше публикаций и других, цитируемых в предыдущих параграфах работ позволяет выделить следующие положительные аспекты подписания Болонской декларации и реформирования российской системы образования в соответствии с её стандартами: Что же касается общественных ожиданий, то анализ работ исследователей по этой проблеме показывает, что вхождение в Болонский процесс просто необходимо. Это также необходимо, как участие в общемировом процессе по созданию принципиально новой образовательной системы. Этот уровень возник благодаря складывающейся системе профессионального и общего образования. Здесь образование выступает как одно целое понятие воспитания и обучения. В этом процессе представлены национальные и региональные аспекты, потому что регион — это тоже принципиально новое понятие, сильно, отличающееся от нашего традиционного понимания. Как видно из анализа приведенных мнений для России в Болонском процессе есть определенные плюсы, однако, без освещения мнений сторонников другой позиции характеристика Болонского процесса являлась бы не полной. Поэтому, далее, остановимся на их описании и характеристике.

    современные тенденции образования болонский процесс

    Отрицательные стороны подписания Болонской декларации. Если посмотреть на пункты Болонской декларации отмечает в своей статье А. Дырин [11], то внешне выглядит все действительно очень привлекательно и перспективно. Ведь это попытка создать востребованное в современных условиях образование нового времени, это личностная направленность, это выбор самим студентом собственной учебной траектории, это академическая мобильность. Самым главным минусом является то, что при подписании Болонской декларации не были учтены российские национальные интересы и особенности, поэтому, появляется ряд несостыковок, которые подробно будут охарактеризованы ниже. С заявленной целью — усилением интеллектуальной, культурной, социальной и особенно технической базы никак не согласуется, отмечает автор, двухуровневая система подготовки выпускника вуза.

    Что такое Болонский процесс. Болонский процесс: суть, реализация и развитие в России

    И, прежде всего бакалавра. Дело в том, отмечает в своей работе А. Так, обучение по программе бакалавра должно дать выпускнику западных университетов занимать должности среднего технического персонала. Из основополагающих пунктов и положений, которые привнес в российскую образовательную систему Болонский процесс, можно выделить несколько:. Отсюда следует, что выпускники российских университетов получат дипломы об образовании, не только подтверждающие их квалификацию в родной стране, но и будут котироваться среди работодателей по всей территории Европы. В свою очередь, иностранные студенты имеют огромные шансы трудоустроиться здесь. Кроме того, самым успешным учащимся будет предоставлена возможность прохождения обучения на протяжении семестра или года в университетах за рубежом благодаря характерным программам мобильности. Возможной стала и смена выбранной специальности при переходе, например, с бакалавриата на магистратуру. Среди преимуществ непосредственно учебного процесса стоит назвать накопительную систему кредитов дисциплин, именно она позволит применить их для ускоренного получения второго высшего образования или углубленного изучения приоритетного иностранного языка, причем как в стенах вуза, так и в других странах. Развитие Болонского процесса во многом предопределялось условиями общих реформ, затрагивавших практически все жизненные сферы российского государства. Формирование установленной модели образовательной системы значительно усложняли различия двумя столь непохожими культурами обучения Высших школ: Несовпадения можно было наблюдать во всем: Отличия можно было с легкостью заметить даже в том, как организован учебный процесс. Болонский договор, внесший кардинальные изменения в образовательную систему России, подразумевал переход к двухуровневой системе высшего образования от одноуровневой. До подписания соглашения вузы обучали студентов беспрерывно, на протяжении 5 лет. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования.

    Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов.

    современные тенденции образования болонский процесс

    Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

    Категория: Система
    Просмотров: 9772 | Рейтинг: 3.5/62
    Всего комментариев: 14